ПАРФЮМЕРИЯ В АНТИЧНОСТИ...

Хоть в Древнем Египте не было современных духов с использованием спирта, ароматические вещества здесь играли огромную роль, применяли их в 2-х сферах: при изготовлении бальзамов и мазей и при окуривании. Окуривание было достаточно простым процессом: требовалось лишь положить пряность, дерево, смолу или плод на источник тепла и терпеливо ждать, как запах будет распространяться. Вскоре этот  метод переняли храмы, в которых простые элементы стали вытесняться более сложными составами. Об этом свидетельствуют найденные в Филах и Эдфу рецепты в виде иероглифов. К примеру, компонентами популярного благовония Kyphi были мастиковое дерево, мирра, семена пажитника, ягоды можжевельника, а также фисташки, которые сначала толкли, после чего просеивали. Полученный порошок потом смешивали с вином, а затем с особым продуктом, полученным на основе меда и смолы хвойных деревьев.


Чтобы улучшить эффект окуривания древние египтяне использовали 2 вида емкостей: металлическую емкость с горящими углями и «руку с ладаном», напоминающую рукав из бронзы или дерева, который оканчивался раскрытой ладонью с сосудом с ладаном. Что же касается парфюмированных масел и мазей, то их наносили на больную или здоровую кожу в терапевтических или косметических целях.


В то время о дистилляции и чистом спирте соответственно не знали. Поэтому применялись жиры (животный жир, растительные масла) для поглощения ароматов смол или цветов. К этому добавляли целебные продукты и красители. Мази хранились в вазах, в основном из алебастра, а также в сосудах для вина. Археологи находили еще и маленькие флаконы из камня, фаянса или керамики обычно в виде животных. Позже появились и стеклянные флакончики: вазы, амфоры, кувшины с ручками, сосуды с красивыми разноцветными рисунками.

От Древней Империи и до конца Средней Империи ароматические вещества использовали в основном в религиозных целях: в погребальных обрядах, для смазывания, в богослужениях, при обрядах очищения. В период Новой Империи (1580-1085 гг. до нашей эры), когда каждый праздник был овеян своим собственным чудесным ароматом, ведь запахи использовали при праздниках постоянно, пахучие вещества стали объектом светского применения, даже если и были изготовлены они священниками. Женщины применяли парфюмированные масла и мази для омоложения, для своих туалетов, а также не обходились без них и во время любовных обрядов.


Следуя опыту египтян, греки решили обогатить гамму пахучих продуктов и увеличить их применение не только в религии, но и в обычной жизни. До и после еды, во время принятия ванн, они покрывали свое тело мазями и маслами, не только в целях гигиены, но и для своего собственного удовольствия. Это считалось правилом хорошего тона.


Ароматам греки приписывали божественное происхождение. Умершие, чьи тела были пропитаны ароматами, были похоронены вместе со многими личными вещами, в том числе и с флакончиком с благовониями. Благодаря сосудам сферической формы парфюмированную мазь было легко наносить непосредственно на кожу. Сосуды эти изготавливали в Коринфе, как и кувшины с одной ручкой и вазы из алебастра. С VI века до н.э., сосуды, изготовленные в Родосе, были более оригинальными: сирены, животные, божества, ступни, обутые в сандалии…


Римляне тоже решили погрузиться в мир парфюмерии и занять в этом ремесле достойное место, даже несмотря на то, что Юлий Цезарь старался сдерживать использование римлянами экзотических запахов. Погребальные и религиозные обряды, а также повседневное использование ароматических веществ стало настолько популярным, что благодаря развитию торговли они распространялись до Африки, Индии и Аравийского полуострова.


Римляне были уверены, что ароматы обладают удивительными целебными свойствами. Кстати, продавцы ароматических продуктов нередко тесно были знакомы с медициной.


Римляне впервые стали использовать стеклянные сосуды (ампулы для духов, флаконы для бальзамов), а техника выдувания стекла изобретена была ранее, в 1 в. до н.э. в Сирии.


С наступлением эпохи христианства на Западе исчезла потребность в использовании ароматических веществ, как в обычной жизни, так и в религиозной, когда объекты погребения исчезли. Парфюмерное же искусство, наоборот, поддержали арабы торговлей цветочными пряностями, улучшением техники дистилляции и изобретением специального перегонного куба. Лишь взглянув на сады Альхамра в Гренаде, можно судить о изысканности ароматов и месте, которое они занимали в жизни всех арабов. Да и то же самое подтвердил Магомет, сказав, что больше всего в жизни он любит «женщин, детей и духи». Европа же снова пристрастилась к использованию духов и мыла через некоторое время.