Морские ароматы

Названия, связанные с водой и морем, создатели парфюмерной продукции употребляли давно: вспомним хотя бы нежные духи 1952 года «Youth Dew» («Роса молодости») от «Estee Lauder», и само слово «одеколон» («Кёльнская вода»). За метафорическими и поэтическими наименованиями тем не менее прятались традиционные ароматы.

 

До недавнего времени считалось, что парфюмерные запахи подразделяются на четыре макрогруппы: цветочную, восточную, папоротниковую и шипровую.

 

Классическим примером цветочного аромата являются знаменитые духи «Chanel 5» (от бренда «Chanel»), восточная группа стала популярной благодаря «Must» («Cartier»), одним из самых старинных представителей папоротникового семейства называются духи «Jicky» («Guerlain»), а шипровые запахи получили свой титул в честь великолепного аромата «Сhypre» («Coty»), выпущенного в 1917 году.

 

Долгое время шипровое направление считалось самым молодым и молодёжным. Именно в этом ключе дизайнеры создавали освежающие, «утренние» композиции - такие, как «Charlie» («Revlon»), «Alliage» («Estee Lauder»), «Creation» («Ted Lapidus»), «Diorella» («Christian Dior»).

 

Никто и не ожидал, что на исходе XX века произойдёт чудо и возникнет совершенно новый тип духов. И всё-таки на рубеже 80-х - 90-х годов прошлого века на рынок хлынули «морские», или, как их ещё называют, «акватические» ароматы, значительно отличающиеся от всего, что существовало ранее.

 

Родоначальником этого течения с полным правом считается японец Кензо Такада (Kenzo Takada), выпустивший в 1991 году мужскую туалетную воду «Kenzo pour homme». На первый взгляд может показаться странным, что в авангарде моды на этот раз оказались мужчины, но на самом деле ничего удивительного в этом нет. Море - это волны, ветер, полные опасностей приключения... суровая романтика. Сам Кензо, представляя своё новое творение, говорил о «йодистом» морском воздухе, туманной дымке и... устрицах (совершенно «непарфюмерные» ассоциации). Под стать запаху был и флакон: тёмно-сине-зелёный, будто изогнутый сильнейшим океанским шквалом.

 

Аромат моря, предложенный «Kenzo», оказался одновременно свежим, опьяняющим и настолько необычным, что ведущие парфюмеры рискнули предложить «стихию во флаконе» и дамам. В 1992 году успех своего соотечественника повторил Иссей Мияке (Issey Miyake), весьма удачно обыгравший собственное имя. Название туалетной воды «L'eau d'Issey» напоминает о гомеровском герое - великом античном мореплавателе и непревзойденном любовнике Одиссее, а невесомый, чистый запах, хранящийся в лёгком минималистическом конусе из матового стекла и светлого металла, вызывает образ зеркальной водной глади, бесконечного морского спокойствия и тишины.

 

Не отставали и европейцы. В том же году на морскую тему высказались французы из «Christian Dior», вдохновившийся тонкой гранью между берегом и океаном. Созданные ими духи «Dune» - это воздушный, динамичный и свободный аромат, который наполняет энергией. «Dune» - словно прогулка вдоль залива по мокрому песку (кстати, и флакон «Dune» розовато-песочного цвета).

 

Несколько позже появилась и «Acqua di Gio» («Giorgio Armani»). Итальянскому парфюмеру удалось невозможное: он воплотил в запахе терпкий привкус морской воды, а в соединении с жасмином, гиацинтом и мускатным орехом получилось удивительное сочетание сладковатой прелести и солоноватой печали.

 

«Zino Davidoff» из Швейцарии открыл ещё одну грань «водного» направления: популярная туалетная вода «Cool Water» рисует в воображении не море, но водопад. Ощущение брызжущей прохлады и силы мощного потока запрятано в голубой капле (именно так выглядит флакон).

 

Среди новшеств последнего времени отметим очень женственный, спокойный аромат «Aquaflore» («Carolina Herrera») и туалетную воду «Eau Marine» («Les Copains»), которая подчёркивает индивидуальность и независимость дамы, решившейся на морское путешествие. Особенного внимания заслуживает «солнечная вода» - «Sunwater», выпущенная в 1998 году фирмой «Lancaster» из Монте-Карло: парфюмеры вдохновились праздничными впечатлениями южного летнего пляжа и поместили волнующую морскую влагу в контекст золотистых солнечных лучей. Приятный, расслабляющий эффект создается благодаря нотам розы, зелёного яблока, амбры и древесины. И никаких водорослей и моллюсков!

 

Так что рождению морского направления отнюдь не предшествовали революционные преобразования в науке (а ведь раньше многими новшествами парфюмеры были обязаны химикам, открывшим, в частности, ванилин или альдегиды, без которых современные ароматы просто немыслимы). Оказалось, что всё дело - в искусстве композиции, а не в исходном продукте. Рискнем предположить, что в недалёком будущем нас ждут новые сенсации, связанные с водой: до сих пор незадействованными в парфюмерном искусстве остались такие реалии, как дождь, озеро, река...