Как делают ароматы. Немного о технологии

Сегодня очень популярны передачи серии "как это делается". Но как на самом деле делаются духи? Большинство клиентов опираются в своих познаниях на фильм (или книгу) "Парфюмер". Или такие же около фантастические описания о босоногих француженках, собирающих цветы, которые потом попадают в таинственные лаборатории. Там сумасшедшие гении вдумчиво смешивают в древних алхимических колбах разноцветные жидкости, получая волшебный аромат, который затем прямо из лаборатории отправляется на прилавки. Но как все происходит на самом деле? Хотя бы в общих чертах? 

Что такое парфюмерный "бриф" и для чего он нужен?

Бриф - это краткое описание аромата, который разработчик аромата получает от парфюмерного дома или модного бренда. Он содержит два основных компонента: тип аромата и итоговая стоимость. Составляют эти брифы маркетологи компании, поэтому основное содержание - не структура аромата, а цена. Сам же аромат описывается в достаточно общих понятиях.


Если парфюмер видит явное несоответствие между желаниями заказчика и предложенной им ценой, он вносит в резюме коррективы и отправляет обратно. Так заказ может бесконечно долго курсировать между модным домом и парфюмером, пока они не придут к соглашению.

Парфюмерный дом или независимая компания

Еще не так давно - не больше 100 лет назад, в начале 20 века - каждый «парфюмерный дом» держал в штате человека, который изобретал запахи. Увы, сегодня далеко не каждый «дом» может себе позволить такое дорогое удовольствие. Ведь издержки при производстве ароматов слишком дороги, конкуренция очень высока, а вероятность получения прибыли не очевидна. И теперь большинство «парфюмерных домов» (за исключением Hermes, Guerlain, Chanel и некоторых других) стали компаниями, которые занимаются, в основном, одеждой и косметикой. Заказывая ароматы «на стороне». 


Поэтому большинство ароматов разрабатывают не находящиеся на слуху бренды, а химические корпорации, названия которых почти неизвестны рядовому потребителю. И зарабатывают эти компании не только на парфюмерных ароматах, но и на ароматических добавках, отдушках для косметики и бытовой химии. А также на обратной задаче - избавлении продукции от неприятных запахов. Именно эти "халтурки" позволяют финансировать парфюмерную промышленность и создание новых ароматов.


Настоящие разработчики, среди которых можно выделить Symrise, Givaudan, IFF, тратят на научные исследования сотни миллионов долларов. Парфюмеру помогают ботаники, химики, компьютерные специалисты. Они могут содержать собственные ботанические сады, где выращивают экзотически растения, они организуют экспедиции в самые удаленные уголки планеты для сбора экзотических растений. Это настоящие "охотники за ароматами".


Работают в компаниях и психологи - ведь нужен не только аромат, но и реакция на него человека (с поправкой на географию и национальность). Нужно знать, как отреагирует на аромат скандинавы, арабы или японцы.

Проектирование аромата

Итак, задачей парфюмера является создание аромата, отвечающего требованиям заказчика и жесткий лимит по стоимости. Создатель должен разложить палитру ингредиентов, а затем составить из них композицию. Его задача - сперва составить черновой вариант аромата, соответствующий требованиям заказчика.


И когда такое решение найдено, парфюмер отправляет аромат.... нет, не заказчику. А на компьютерный анализ. Второй этап - снижение себестоимости. То есть замена дорогих компонентов "черновика" более дешевыми. Чтобы максимально удешевить формулу, подбираются более экономичные заменители. И все варианты просчитываются на компьютере. Но где берутся такие заменители?

Природа или синтетика

После создания соответствующего брифу сочетания ароматов работа парфюмера только начинается. Чаще всего последующей задачей становится подбор синтетического аналога естественному аромату. Основные причины:


  • Экономика. Натуральные экстракты дорожают, а вот сумма в брифе оговаривается жестко.
  • Безопасность. Строение натуральных компонентов значительно сложнее, чем у искусственных. Их воздействие на организм многограннее. Самый неприятный момент - вероятность возникновения аллергии.


Поэтому перед химиками встает проблема сделать аромат не только запоминающимся, но также недорогим и безопасным. С этой целью синтезируется аналог ароматической молекулы с тем же (похожим) запахом, но без "вспомогательных" свойств. То есть нужно:


  • разделить состав на составляющие;
  • определить ингредиенты, отвечающие за аромат;
  • синтезировать искусственный заменитель.


Коммерческие тонкости

Но вот, в конечном итоге, формула подобрана, аромат получен, остается навести на него "финальный глянец". И заодно гарантировать небольшую защиту. Дело в том, что разработчик практически беззащитен, так как заказчик, получив формулу, может просто отказаться платить за нее. И станет производить свой продукт где-нибудь в далекой китайской провинции. Судиться же с "парфюмерным домом", как показывает практика, бесперспективно. Поэтому авторские компании принимают некоторые меры предосторожности:


  • самые удачные формулы они не передают заказчику, а патентуют самостоятельно. И продают затем по значительно более высокой цене.
  • чтобы "народные умельцы" не могли самостоятельно воспроизвести точную формулу, в аромат добавляются натуральные компоненты. Они меняют композицию и аромат незначительно, зато сильно затрудняют процесс химического анализа при помощи приборов.


Это не защищает от "пиратского копирования" полностью, но затрудняет полное клонирование аромата.

Маркетинг - немного о легенде и описаниях

Когда парфюмерная композиция готова, в дело вступают рекламисты и маркетологи. Они придумывают красивые легенды о босоногих сборщицах цветов, которые на рассвете собирают цветы жасмина... Кстати, сегодня собирают больше всего цветов в Марокко, Индии и Египте. Поля жасмина и лаванды в Граасе - это скорее туристическая уловка.


Частично это так. Сборщицы действительно работают на рассвете - с 5 утра до полудня, собирая за день 3-5 кг цветов (для производства одного килограмма эссенции нужно 400 кг цветов). Ну, а писать о том, что чаще всего вместо натуральной эссенции используется метиловый эфир уксусной кислоты (он же метилдигидрожасмонат) и тем более бензилацетат - верный способ уменьшить количество покупателей.